Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстает от своего времени.. /Ян Райнис/

Вход на сайт



На сайте

Сейчас 9 гостей онлайн

Статистика

Пользователи : 2
Статьи : 89
Просмотры материалов : 45015
Домашняя Учителю математики Методическая проблема "Развитие творческих способностей на уроках математики"
"Развитие творческих способностей на уроках математики" PDF Печать E-mail

Учитель, который хочет принести пользу всем своим учащимся и тем, которые будут, и тем, которые не будут после школы пользоваться математикой, должен обучать решению задач так, чтобы это обучение на одну треть было математикой, а на две трети здравым смыслом.

Д. Пойя (2 слайд)

В современном быстро меняющемся мире переосмысливается социальный заказ школе. Содержание образования перестаёт быть информационным процессом - это новая система организации жизнедеятельности, в которой школьники учатся познавать и совершенствовать себя с помощью науки, приобщаясь к труду и искусству, духовной жизни, вершинам цивилизации. Обучение становится творчеством. (3 слайд)

Актуальность темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и  применять их в изменяющихся условиях современной действительности. (4 слайд)

  • У творчества два главных врага – страх и психологическая инерция мысли. Долг учителя – сделать процесс обучения для каждого ученика психологически комфортным.
  • Интеллектуальное развитие личности – это фактически реализация права каждого ученика быть умным. (5 слайд)

Задачи:

  • Помочь ученикам освоить такие приёмы проектной технологии, которые позволят расширять учащимся  полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки;
  • Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
  • Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
  • Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде. (6 слайд)

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план. (7 слайд)

Некоторые способы развития творческого воображения школьников

  • Начиная работать с пятиклассниками, я вижу, что детей легко можно увлечь своим предметом, если суметь представить мир чисел как нечто сказочное, загадочное, манящее. Так, например, использовать на уроках интересные примеры и задачи, используя  увлекательные книги для внеклассного чтения по математике.
  • Предлагаю своим ученикам самим находить и даже сочинять интересные задачи.  (8 слайд)
  • Несомненно, что творчество невозможно без умения наблюдать, примечать особенности явлений, чисел, понятий.
  • Можно применять материалы из учебника математики Н.Я.Виленкина,  А.Г.Чеснокова и др., где имеются различные увлекательные рассказы о математике и математиках. Например, как маленький Гаусс сосчитал в уме сумму чисел
  • 1+2+3+…+99+100;
  • как А.Н. Колмогоров в шестилетнем возрасте заметил, что 1 в квадрате = 1, 2 в квадрате = 1+3, 3 в квадрате = 1+3+5,…(9 слайд)
  • Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты – также один из способов развития творческого воображения учащихся. Поэтому я предлагаю желающим придумать свою сказку.  Прочитав сказки, сочиненные учениками, с удовлетворением можно отметить, что у детей развиваются умения наблюдать, сравнивать, обобщать.
  • «Создание сказок – один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство для умственного развития…(10 слайд)

В понимании детей учитель - это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они, слепо копируют его решение. Я начала с того, что многократно показывала детям, что учитель - обычный человек и может ошибиться. Например, я решаю сама на доске, и ученики прилежно списывают: (11 слайд)

(3х+ 7)·2- 3 = 17

(3х+7) ·2 = 17-3 (умышленная ошибка)

(3х+7) ·2 =14

3х+7=14:2

3х= 7-7

х=0

Естественно при проверке ответ не сходится. Я удивляюсь, делаю вид, что не понимаю, в чем же тут дело. Среди учеников – ажиотаж. У них и в мыслях нет, что я могу допустить такую грубую ошибку. Я их растормаживаю, говоря громче: «найдите мою ошибку!». В результате все до единого увлеченно решают самостоятельно данный пример и с восторгом находят ошибку учителя. Они решили проблему, решили увлеченно и самостоятельно. Более того, многократные тренировки такого рода заставляют учеников очень внимательно следить за мыслью и решением учителя и, естественно, за своими записями. Результат – внимательность и заинтересованность на уроках. (12 слайд)

В своей практике убедилась, что творческие задания стимулируют познавательную активность даже самых слабых учащихся. Ребята, потратившие определённые усилия на творческие задания, охотно принимают участие в обсуждении этих заданий, с интересом выслушивают объяснения приёмов их решения даже в тех случаях, когда они этих приёмов сами найти не смогли. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решённого задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, даёт мощный импульс повышению познавательной активности. (13 слайд)

Всем известно, что тот предмет, который преподается в атмосфере дружелюбия и увлечённости, ребята любят больше всего.

Первоочередной задачей урока считаю создание в классе атмосферы свободного общения, всеобщей заинтересованности. Своих учеников я называю только по именам. Учащимся разрешаю отвечать не поднимаясь с места, сидя. Создается впечатление, что идет не опрос, а обычная дружеская беседа. Одновременно экономится время и исчезает повод для лишнего шума. (14 слайд)

Я использую следующие формы нетрадиционных уроков. Это уроки-соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т.д.), уроки, основанные на фантазии (урок-сказка), и уроки-путешествия. Выбор типа урока зависит от изучаемой темы, особенностей класса, возраста учащихся. (15 слайд)

Работа с учебником

В настоящее время мы наблюдаем спад интереса учеников к чтению и это отрицательно отражается и на усвоении математики учениками. На уроках математики стараюсь чаще обращать внимание учеников к учебнику. Так, например, даю самостоятельно изучить доказательство теоремы и затем спрашиваю: «Какие известные определения, теоремы, леммы использовались при доказательстве?» Очень часто ученики не могут определить с чего начинать решать задачу. Спрашиваю учеников:

  • «А какую тему мы изучаем?»
  • «Какие новые знания мы получили?»
  • «Как мы их применим?» (16 слайд)

Кроссворд. Кроссворд помогает повторить и закрепить теоретический материал. Использование таких заданий на уроке помогает привить интерес к предмету. (17 слайд)

Задачи на готовых чертежах позволяют увеличить темп работы на уроке, так как данные задачи находятся перед глазами на протяжении всего решения; активируют мыслительную деятельность учащихся. (18 слайд)

Заключение

  • Таким образом, каждый ребенок на уроках математики имеет право выступить со своей работой, защитить ее, поделиться своими находками и открытиями.
  • Необходимость творческого саморазвития личности школьников обусловливается новыми задачами, стоящими перед образованием. Желаемый конечный результат обучения в школе – это выпускник, который имеет способности учиться (учить самого себя), совершенствоваться, саморазвиваться, имеющий цель в жизни и «инструмент» для достижения этой цели. Поэтому именно проблеме интеллектуального и творческого развития детей посвящен мой реферат.
  • Радость творчества может явиться для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности.
 

Наше время

Ulti Clocks content

Календарь



Обратная связь

manurov82@mail.ru

© 2019 . Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.